четвер, 22 травня 2025 р.

Стрий. Доктрина

Всеукраїнська спілка громадських організацій

 

«ГРОМАДЯНСЬКА СОЛІДАРНІСТЬ»

 

Громадсько-політична коаліція

«За Народовладдя!»

 


ДОКТРИНА

НАРОДОВЛАДДЯ

( друга редакція )

 

 

 

 

Харків Київ – Львів

 

2015


 

проект 2

Доктрина народовладдя

 

Влада – народу!                Влада – громадам!

1. Загальні положення

1.1. Правовою основою народовладдя є рівність прав громадян на країну, на загальну власність, на безпечне і комфортне загальне навколишнє середовище.

1.2. Реалізація цих прав здійснюється через народовладдя як загальнонародне самоврядування, при якому на основі принципу більшості виключно дух, інтелект і воля народу визначають правила спільного буття в країні і кожен її громадянин має можливість на рівних з іншими брати участь у створенні та прийнятті управлінських рішень найвищого рівня, що стосуються його життя, контролювати діяльність органів управління.

1.3. Народовладдя – це влада народу, громади над:

   загальнонародною власністю, власністю громади;

   всіма і кожним в країні і громаді відповідно;

   представницькими, виконавчими, судовими і контролюючими органами державного і місцевого значення.

1.4. Воля народу або місцевої громади виявляється за допомогою механізмів прямого волевиявлення – референдуму або загальних зборів, результати яких мають статус управлінських рішень найвищого рівня на загальнодержавному і місцевому рівнях відповідно.

1.5. У випадку невиконання державними або місцевими органами управління, а також окремими виборними особами волі народу або громад громадяни мають право припинити їхню діяльність за допомогою:

   імперативного мандату;

   місцевого або всеукраїнського референдуму та загальних зборів;

   акцій непокори та інших дій, аж до повстання – як крайньої міри.

2. Власність

2.1. У загальнонародній власності перебувають:

   земля, її надра, атмосферне повітря, водні та інші природні ресурси, які перебувають у межах території України, природні ресурси її континентального шельфу, виняткової (морської) економічної зони;

   енерговидобувна галузь, державні електрогенеруючі підприємства та електромережі від цих підприємств до кінцевого споживача;

   залізнична інфраструктура і рухомий склад, інші транспортні комунікації і засоби загальнодержавного значення;

   оборонні підприємства, інші підприємства стратегічного для України значення;

   державна система грошового обігу.

 2.2. У громад адміністративно-територіальних одиниць, мікрорайонів, кварталів, вулиць, багатоквартирних будинків і т.д. перебувають:

   у користуванні – виділені за законом ділянки землі;

   у власності – спільне майно громад.

3. Референдум і загальні збори

3.1. Референдуми (загальні збори) проводяться щорічно, а також позачерговим чином на всеукраїнському і місцевому рівнях. Ухвалення рішення про проведення позачергового референдуму (загальних зборів) належить до компетенції представницьких органів управління. Ініціатива про проведення всеукраїнського або місцевого референдуму (загальних зборів) може бути реалізована на вимогу громадян, заявлену за допомогою інтернету або за допомогою збору підписів, не менш 1% від чисельності дієздатного дорослого населення України або громади відповідно.

3.2. На референдум (загальні збори) можуть бути винесені будь-які питання, підготовлені належним чином. Питання готують представницькі органи управління, а також громадяни і їхні об'єднання, що ініціювали референдум.

3.3. Відповідальними за проведення референдуму є виконавчі органи управління.

3.4. Проведення референдуму контролюється об'єднаннями громадян і здійснюється в умовах рівного доступу до засобів масової інформації представників різних точок зору на обговорювану проблематику.

3.5. Голосування на референдумі здійснюється або в очний спосіб, або по інтернету за правилом "один громадянин - один голос". У голосуванні мають право брати участь всі дієздатні громадяни України віком старше 18 років. Рішення вважається прийнятим, якщо за нього проголосувало більшість громадян, що взяли участь у голосуванні.

3.6. На щорічний референдум (загальні збори) в обов'язковому порядку виносяться такі питання:

   оцінка діяльності обраних посадових осіб органів управління, судів і прокуратури за минулий рік (задовільно, незадовільно, немає думки). У випадку незадовільної оцінки більшістю учасників референдуму (загальних зборів) повноваження відповідних осіб припиняються.

   затвердження стратегічних напрямків розвитку країни, адміністративно-територіальних одиниць на майбутній рік.

3.7. Винятково за допомогою всеукраїнського референдуму затверджуються:

   відчуження або передача в користування об'єктів загальнонародної власності, усуспільнення (націоналізація) об'єктів усіх форм власності за погодженням із власником;

   затвердження конституційних положень, стратегічних напрямків розвитку України;

   вступ України в міжнародні союзи і вихід з них;

   рішення про зміну території країни.

3.8. Винятково за допомогою місцевих референдумів або загальних зборів здійснюється:

   відчуження або передача в користування об'єктів власності громад, передача в користування ділянок землі, усуспільнення об'єктів усіх форм власності за погодженням із власником;

   затвердження положень статутів, стратегічних напрямків розвитку громад.

4. Представницьки органи управління

4.1. Вищим представницьким органом управління в Україні є Віче, склад якого формується і оновлюється навпіл кожен рік шляхом репрезентативного випадкового вибору з числа дієздатних повнолітніх громадян України. Віче має такі виключні повноваження:

4.1.1. Здійснювати підготовку и внесення питань на всеукраїнський референдум;

4.1.2. Здійснювати конкурсний відбір соціальних проектів для подальшого внесення на всеукраїнський референдум;

4.1.3. Офіційно тлумачити Конституцію України та закони України, вирішувати питання про відповідність Конституції України актів державних органів управління;

4.1.4. Призначати на конкурсній основі і відкликати керівників судів, силових і контролюючих відомств всеукраїнського рівня;

4.1.5. Ввідміняти будь-які рішення державних органів управління, розпускати Верховну Раду України.

4.2. Представницькими органами управління народу і громад України є ради, які формуються шляхом самоорганізації за схемою покаскадного делегування представницькими органами повноважних представників знизу до верху (з можливістю заміни за фактом недовіри), починаючи з представників будинкових або вуличних рад і завершуючи Верховною Радою України.

4.2.1. Вибори представників на кожному рівні самоорганізації здійснюються за моральними і професійними якостями відкритим чином з числа кандидатур, запропонованих громадами багатоквартирних будинків або вулиць з відповідної території з урахуванням рекомендацій політичних і громадських організацій, інших об'єднань громадян.

4.2.2. Громада будинку або вулиці може в будь який час відкликати свого пред-ставника, якщо він не виправдав довіру. Здійснюється це шляхом відкликання свого голосу членами громади. Якщо буде відкликана більшість голосів, даних в його підтримку при висуванні, повноваження представника зупиняються.

4.2.3. Представницькі органи управління наділені повноваженнями приймати нормативно-правові акти, затверджувати бюджети і плани розвитку, призначати на конкурсній основі і відзивати вищих керівників виконавчих органів управління, які наділені у рамках наявного бюджету одноособовими повноваженнями формувати структуру виконавчого органа і здійснювати в ньому кадрові призначення.

4.3. Представницькими органами духовно-інтелектуальной еліти на всеукраїнському і місцевому рівнях є ради старійшин. Ради старійшин обираються загальними зборами представників територіальних громад. Всеукраїнська ради старійшин має повноваження формування складу Віче шляхом репрезентативного випадкового вибору та організації відкритого і публічного, за участю всіх бажаючих, соціального проектування, для чого:

4.3.1. За власною ініціативою або ініціативою громадян організовує розгляд суспільно значущої теми - інформує громадян, здійснює збір від них відповідних соціальних проектів, здійснює первинне відбраковування неадекватних пропозицій, організовує обговорення на спеціально створеному для цієї мети інтернет-ресурсі.

4.3.2. Вносить відібрані соціальні проекти на конкурсний розгляд Віче.

4.3.3. Забезпечує за підсумками конкурсу спільну роботу автора переможного проекту з авторами інших проектів з метою вироблення узгодженого варіанту, при цьому проект, що переміг, береться за основу, а його автор здійснює доопрацювання тексту в процесі обговорення.

4.3.4. Вносить дороблений проект на референдум відповідно до чинного законодавства.

4.4. Аналогічно організується соціальне проектування на місцевому рівні, вводячи інститут ради старійшин та інші організаційні моменти в статутах територіальних громад.

5. Виконавчи органи управління

Виконавчі органи управління готують проекти бюджетів і програм розвитку, затверджують їх у відповідному представницькому органі і забезпечують виконання. Підготовка проектів здійснюється спільно з представниками громадських об'єднань у громадських радах.

Ухвалено як проект на зборах представників громадсько-політичного активу Харківщини 28.07.2012 http://www.zobov.org.ua/content/328// та дороблене за підсумками круглого столу «Методологічні засади сучасного соціального проектування» 19.11.2014. http://dialogs.in.ua/index.php?showforum=316

=== === === === === === === === === === === === === === === === === === === === 

Пояснительная записка

к проекту Доктрины народовластия

 

Наш народ, образованный и трудолюбивый, проживая в стране, богатой ресурсами, в большинстве своем бедствует, прозябает в нищете, влачит жалкое существование и вымирает. В ходе перестройки, "демократизации" и строительства "рыночной экономики" были уничтожены тысячи заводов, целые отрасли промышленности, подорваны основы сельского хозяйства, был нанесен колоссальный ущерб науке, образованию, здравоохранению и культуре. В результате – снижение жизненного уровня и то, что сегодня называют геноцидом украинского народа, – подрыв физического и психического здоровья, интеллектуальная и моральная деградация, превышение смертности над рождаемостью, сокращение населения на 10 млн. человек.

Все это происходит по вине тех, кто у власти. Но сколько мы туда ни избирали, все одно власть получается антинародная, поскольку антинародная избирательная система. При ней народ всегда будет проигрывать, как при игре с шулерами, и нет его в том вины.

Мы, участники собрания общественно-политического актива Харьковщины 28 июля 2012 г. http://www.zobov.org.ua/content/320/ , кровь от крови и плоть от плоти народной – остатки недобитой интеллигенции, страдаем вместе с народом. Мы разочаровались в тактике индивидуального выживания и встраивания в эту жизнь. Надо общими усилиями устранять действующую шулерскую систему управления. И мы понимаем, что никто, кроме нас – народа Украины – за нас этого не сделает. Для этого мы объединились и в муках выработали проект Доктрины народовластия, который предлагаем вниманию граждан Украины для совместного обсуждения и последующей доработки, а в данном материале этот проект разъясняем.

*     *     *

Как известно, первое представление о демократии (народовластии) как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия", где решения принимали все взрослые члены рода или племени.

Практически всю историю человечества народами кто-то правил. Правили по собственному усмотрению и, руководствуясь собственными интересами, правили по-разному. Монархи, президенты, генеральные секретари, финансовые олигархи… (О ком-то осталась добрая память, а кого-то вспоминают с проклятиями.) И даже в стране с самой развитой на сегодня демократией – в Швейцарии, стране референдумов, – реально правят те, кто содержит швейцарские партии и кто владеет средствами манипуляции массовым сознанием.

Народовластие, как правление народа самим собой – общенародное самоуправление, при котором субъект и объект управления совпадают, еще нигде в мире никогда не существовало. Но стремиться к этому надо, поскольку там, где демократии больше, люди живут, как правило, лучше. И этим во многом объясняется разрыв в уровнях жизни людей разных стран.

Как показывают общемировые кризисные явления последних лет, даже самые развитые демократии уже нуждаются в реформировании и совершенствовании. И для этого сейчас открываются новые, невиданные ранее возможности в связи с появлением средств коммуникации на основе Интернета и мобильной связи. Уже сегодня в ряде стран Европы прямые, непосредственные консультации первых лиц государств с гражданами, а также личное участие граждан в написании проектов конституции и их принятии становится новой демократической нормой. Форма прямого (непосредственного) народовластия из утопии превращается на наших глазах в реалии.

Предлагаемый проект Доктрины народовластия выполнен в контексте назревающих конституционных реформ и являет собой попытку проектирования общегосударственной системы управления с учетом вышеуказанных новых мировых веяний и отечественных исторических традиций общинного образа жизни. Разработчики питают надежду, что эта инициатива сослужит пользу в деле государственного строительства.

 Предлагаемая в проекте Доктрины народовластия система управления отличается от ныне действующей следующими характеристиками:

1.   Референдум – норма жизни!

Всеукраинский и местные референдумы или общие сборы проводятся регулярно (не реже одного раза в год) по стандартному набору вопросов (оценка деятельности народных избранников и утверждение стратегических направлений развития) и по дополнительным инициативным вопросам. Решения, принятые на референдуме (сборах), обладают статусом управленческих решений наивысшего уровня на общегосударственном и местном уровнях, соответственно.

2.   Только народ и территориальные громады вправе распоряжаться общенародной собственностью и собственностью территориальных громад соответственно.

Отчуждение и обобществление собственности осуществляется только решениями референдумов или общих сборов, что исключает возможность разворовывания общенародной собственности и собственности территориальных общин представительными органами или первыми лицами органов управления.

3.   Устраняется возможность формирования в стране финансовой олигархии. Минимизируется влияние финансового и административного факторов на избрание состава представительных органов управления, которые формируются путем самоорганизации по схеме покаскадного делегирования полномочных представителей снизу вверх (с возможностью замены по факту недоверия), начиная с представителей домовых или уличных советов и завершая Верховной Радой Украины.

Делегирование осуществляется представительными органами открытым образом на конкурсной основе из числа кандидатов, выдвинутых напрямую на любой уровень управления общинами многоквартирных домов или улиц в частном секторе на соответствующей территории, с учетом рекомендаций политических и общественных организаций, других объединений граждан.

Община дома или улицы может в любое время отозвать своего представителя, если он не оправдал доверия. Осуществляется это путем отзыва своего голоса членами общины. Если будет отозвано большинство голосов, отданных в его поддержку при выдвижении, полномочия представителя прекращаются.

4.   Обеспечивается высокий профессионализм и персональная ответственность в управлении за счет конкурсного отбора представительными органами первых лиц их исполнительных органов. На первые лица исполнительных органов ложится вся ответственность за качество проектов бюджетов и программ развития, выносимых на рассмотрение представительных органов.

5.   Обеспечивается высокий уровень использования творческого потенциала граждан Украины, профессиональных, общественных, политических и иных организаций в решении задач развития страны и ее административно-территориальных единиц посредством организации двух параллельных схем совместного мыслетворчества.

Первая схема предназначена для выработки стратегически важных социальных проектов, утверждаемых референдумами или общими сборами. Ее деятельность организует новый социальный институт – Совет старейшин, в состав которого избираются лучшие представители духовно-интеллектуальной элиты, моральные авторитеты. Совет старейшин организует социальное проектирование посредством проведения открытого и публичного конкурса с участием всех желающих.

Вторая схема функционирует на основе общественных советов при исполнительных органах и предназначена для выработки проектов, утверждаемых представительными органами. Все проекты, выносимые исполнительными органами на утверждение представительных органов управления, проходят таким образом обязательную общественную экспертизу.

6.   Обеспечивается преемственность стратегического курса и программ развития страны и ее административно-территориальных единиц при происходящих кадровых заменах в представительных органах управления, поскольку все стратегические вопросы обсуждаются и утверждаются всем народом или общинами соответственно.

7.   Обеспечивается действительное представительство всех слоев общества и полностью исключается возможность узурпации власти в стране, кем бы то ни было, посредством создания высшего представительного органа – Вече, состав которого формируется путем репрезентативного случайного выбора из числа дееспособных совершеннолетних граждан Украины и обновляется наполовину каждый год.

Всем сомневающимся в применимости метода жеребьевки рекомендуем обратить внимание на уже имеющийся опыт Исландии, когда в 2010 г. проект Основного закона писали 950 простых граждан, избранных произвольно (по лотерейной системе) членами Национальной Ассамблеи http://worldcrisis.ru/crisis/1061703/thread_t .

Организованное на основе вышеприведенных подходов народовластие способно обеспечить устойчивое бескризисное функционирование и развитие общества, благодаря наличию прямых и обратных управляющих связей как от отдельных граждан, так и от их объединений.

В рамках предлагаемой модели народовластия управление общественным развитием осуществляется посредством принятия и исполнения решений согласно следующей иерархии:

   Народ посредством референдума определяет цель, стратегические направления развития страны, расставляет приоритеты во всех сферах жизнедеятельности – политике, экономике, социальной сфере… (народ выступает заказчиком управленческих услуг).

   Верховная Рада Украины на конкурсной основе отбирает наилучшую стратегию претворения в жизнь народных чаяний (народного заказа) и топ-менеджера (президента или премьер-министра – наименование должности не важно), способного реализовать данную стратегию.

   Топ-менеджер набирает команду и в режиме сотрудничества с общественностью готовит все необходимые для реализации стратегии руководящие документы, утверждает их на Верховной Раде Украины и приступает к исполнению.

Граждане Украины и Верховная Рада Украины контролируют исполнение.

Научно обоснованная и общественно выверенная постановка вопросов стратегического развития на всеукраинский референдум обеспечивается совместной работой Совета старейшин и Вече над формулировками вопросов и выработкой социальных проектов.

По аналогичным схемам, утвержденным в уставах территориальных громад, протекают управленческие процессы и на местном уровне.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всеукраїнська спілка громадських організацій  «ГРОМАДЯНСЬКА СОЛІДАРНІСТЬ»

Тел/факс 044-594-65-09, 067-506-86-44, E-mail: palivnik@ukr.net

 Исполнитель

Зобов М.И., 095-886-73-53, mark_zobov@mail.ru

---

Ця публікація продовжує розмову в форумі СІ-2019. Там вказано і джерело. Втім, є і більш актуальна чи свіжа редакція. З іншою назвою, але тут вже треба з авторами проясняти це питання.


Немає коментарів:

Дописати коментар